28.jpg

27.jpg

 


 

открытая группа   в контакте   

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Г. УФА РБ


Главная / Психолого-педагогический лекторий 

Психолого-педагогический лекторий

         Психологическая подготовка ребенка к школе

Подготовила: педагог-психолог Ишбулатова Диля Шафкатовна

 

     Готовность ребёнка к школе определяется  совокупностью его  общей,  интеллектуальной и психологической, подготовки.  

           Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.  

В чем  же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало  инициативы,  тяготеет  к  шаблонным  действиям  и   решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве.  До 6-7 -  летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Как же психологически подготовить ребенка к школе? 

    • У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный  уровень  познавательных  интересов,  готовность  к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие  родители  понимают,  насколько  важно  у  ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях  и  о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание  учиться,  создает положительное отношение к  школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
    • Следующим условием успешной учебы является  выработка  у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно  приучить  детей начатое  дело доводить до конца. Далее  нужно  подготовить  дошкольника  к неизбежным трудностям  в  учении.  Сознание  преодолимости  этих  трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
    • При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать,  сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится  внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать  свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить,  что  и  как  понял  ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а  кроме того, учит  связной,  последовательной  речи,  закрепляет  в  словаре  новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение  в школе.
    • Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность,  произвольное  внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий.
    • Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка».
      Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до  самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.
    • Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. 
    • Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.  

В первые дни занятий 

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.  

Заранее:

    • Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
    • Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
    • Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
    • Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки. 
    • Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
    • Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

                                                                        Проведена: 25.01.2012 г.


                       

                                               Что такое «Арт-терапия»

                 Подготовила:педагог-психолог Ишбулатова Диля Шафкатовна

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. 

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.

Практически арт-терапия применяется для более ясного, тонкого выражения своих проблем, для стимулирования общения, для самоосуществления этого движения выражения и самоутверждения.

Рисунок в арт-терапии - способ познания и особый вид коммуникации, уникальный способ избежать внутренней цензуры: сообщение о себе того, на что не отважился бы словом.

Форма, цвет, размер и многие другие характеристики продуктов творчества могут раскрыть истинные, глубинные желания, страхи, надежды, истинное отношение к кому-то или чему-то, настроение в данный момент времени (возможно, скрываемое и не осознаваемое).

Кроме предоставления возможности понять самого себя, арт-терапия в силах помочь изменить что-то в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия.

Арт-тарапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания".

Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

И, конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов из пластилина или сочинение собственной сказки. Попросите сочинить ребенка сказку, и вы сразу узнаете все о том, как ваш ребенок ощущает себя в этом мире, что его волнует, а что совершенно не трогает, чего он боится, чему радуется. Самое трудное для родителей при выслушивании сказки - это дослушать ее до конца без того, чтобы вносить свои коррективы и замечания. Постараться дать возможность ребенку сочинить СВОЮ сказку. Для ребенка сказка - совершенно особый мир, позвольте ему развернуться перед вами. Потом вы можете проанализировать сочиненное, обсудить персонажей, выразить свое мнение по их поводу. Попросите ребенка вылепить или нарисовать персонажей сказки. Если же вас что-то смутит и насторожит в творчестве вашего ребенка, проконсультируйтесь с психологом.

Таким образом, арт-терапия позволяет:

§   Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);

§   Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

§   Решать проблемы легко и красиво;

§   Научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

§   Просто само выражаться, доставляя удовольствие себе и другим.

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь человеку понять в чем заключается проблема и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.

                                                                                                              Проведена: 11.01.2012 г.

 


  

 

С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии

 

Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна

 

Больше играйте с детьми

Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии - это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. У третьих с помощью игры можно формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, посуда и т.п.). Однако с каким бы ребенком ни проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень, - непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным ее участником.

Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

Дети, отстающие в развитии, как правило, либо не умеют играть, либо их "игра" носит своеобразный характер: проявляя интерес к игрушке, они долго ею не занимаются и часто используют не по назначению. Характерно желание сломать игрушку.

Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за все или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, например, часами заводит волчок или многократно открывает и закрывает кран с водой, - то такого ребенка необходимо скорее научить играть.

Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у него вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.

О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

Какую выбрать игрушку?

Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.

Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полуторагодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку, в которую он не может вставить ключ. Такой игрушкой ребенок не играет, а стучит по столу или об пол. "Неинтересная" игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.

Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (выбор колец в определенном порядке).

Советуем учесть следующее:

·                    в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;

·                    от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот подбор игрушек для этого возраста;

·                    от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т.п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;

·                    с 3 лет дети вступают в период вопросов: "Что это?", "Почему?". У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т.п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то космонавтами;

·                    с 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.

Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.

Как учить играть и какую игру выбрать?

Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т.е. обучающих, целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, укладывает спать, накрывает одеялом и т.п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: "Сначала куклу Машу мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать" и т.д.

Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.

Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: "сделай, как мама, как папа, или брат, или сества".

Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.

1.                Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.

2.                Куда укатился мячик (шарик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

3.                Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.

4.                Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: "Лови!" И предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.

5.                Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.

6.                Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: "птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели", "Поболтаем ножками", "Покачаем головкой" и др.

7.                Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.

8.                Бросание мелких предметов (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок или одна. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой.

9.                Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек. Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешок, например: два кубика, две пуговицы, двух одинаковых зайчиков и др.

10.           Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т.д. После того как ребенок научится повторять каждое движение в отдельности, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами две позы ваших рук, например: ладони вниз - ладони вверх или ладони на ребро - ладони вниз и др. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставании в развитии речи).

С более развитыми детьми, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или жизни семьи, фрагменты любимых сказок, телепередач. В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Не забудьте заранее продумать сценарий и активно сопровождать действия речью.

Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.

Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую "умственную работоспособность". Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.

                                                                   Проведена: 18.01.2012 г.


 

            Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике

         Подготовила: учитель-дефектолог Коломенцева Екатерина Халиловна

        Музыкотерапия -  это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся под знаком рыбы,рака, скорпиона, чья стихия вода.

     Однако врачуют не только естественные, но и искусственные созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благоприятно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений,способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание кровообращение.

        Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например игра на кларнете влият преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепьяно успокаивают нрвную систему, а флейта оказывает расслабляющие воздействие.

          Самый большой эффект от музыки- это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе. 

           Говоря о многозначительности музыки, психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье, может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность.Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Известно , что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействВрачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Бетховена и Моцарта, так как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы желудка.

        В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе, а в настоящие время  музыка стала одним из элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету врача предоставляют неродившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. Установлено, что при использовании музыкотерапии число осложнений в родах резко уменьшается, а малыши появляются на свет более спокойными/

      Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, « Болеро» Равеля, «Весна свещенная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми детьми. Правда восприятие музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для  грамотного подбора мелодий/

       Было замечено, что легкая и спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающи действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку никто не позволяет себе громко кричать.

        

         «Каприз №24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла « Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.

       Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

       Серьезные исследования были проведены В.М, Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Само собой разумеется , что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты, и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

     Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

         В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими.

         Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

         Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройствах, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма , речевого дыхания.

        Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

        Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

      Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование мызыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

      Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоцианального состояния детей, улучшению исполнения качества движений ( развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность), коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевых функций, нормализации просодической стороны речи (темп,тембр, ритм, выразительность интонации). 

        Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими различные патологии , подводит к следующим выводам:

- использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится всем детям,

- лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного,

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило это одно музыкальное произведение.

 


 

 

О рисунке песком на стекле

Подготовила: педагог-психолог Ишбулатова Диля Шафкатовна

Песочное шоу

Песочное шоу, sand art, sand animation - удивительное представление - художник рисует песком на подсвеченном стекле. Картины из песка проецируются на экран, под музыкальное сопровождение – это соприкосновение с красотой и пластичностью.

Почему назвали “рисунок на песке” - техника рисования схожая. А эффект - составляющая; присутствие музыки, непринужденный легкий рисунок и тема или рассказ, который обязательно здесь присутствует.

Парапсихологи утверждают, что песок, обладающий свойством пропускать сквозь себя воду, заодно поглощает и негативную психическую энергию, вредную для психического здоровья организма. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное и волевое состояние. Шоу с песочной анимацией не оставят никого равнодушным.

Рисование песком на стекле – техника, появившаяся недавно, в 70-х годах XX века, это сравнительно молодой и перспективный вид искусства. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Это была её выпускная работа в Национальном киноцентре Канады. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры. Но многие используют очищенный песок, также могут применяться соль и кофе и подобные вещества, которые тонкими слоями наносятся на подсвеченное стекло. Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки. Художник в реальном времени на глазах у зрителей рисует картины тонким слоем песка. Техника достаточно необычная и эксклюзивная. Песок наносится на стекло, над которым расположены видеокамера, диапроектор или световая доска, а все манипуляции художника и изображение проецируются на большой экран. Приступая к рисованию песком, важно не только уметь рисовать, но и чувствовать песок – материал, с помощью которого художник передает свое искусство зрителю. Это уникальное искусство создания мимолетных рисунков на стекле, которые может разрушить даже малейшее прикосновение или дуновение ветра. Под музыку одна картина сменяет другую, полностью сохраняя при этом сюжет. На экране рождаются новые комбинации, порождая новые возможности, принося при этом умиротворение и покой.

 Оказывается, рисовать можно не только красками и карандашами, но и … песком! Совершенно завораживающее зрелище собирает вокруг себя зрителей, вызывая бурю положительных эмоций и восхищение. Как сделать самому такое сказочное шоу - рисование песком на стекле. 

 Рисование песком на стекле (песочная анимация) — это такой стиль изобразительного искусства, где используются сыпучие материалы для создания изображения. Открывателем такой техники является канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф.

Выполняется рисование песком на стекле «вживую» - художник сменяет сюжет и детали изображения одним движением руки. Действительно, из горсти песка за считанные секунды развивается фантастический по красоте сюжет. Песочные картины прекрасны, объемны и … мимолетны.

 Этот новомодный вид изобразительного искусства пользуется большим спросом на презентациях, выставках, конференциях. Все действия художника выводятся на большой экран, и ни одна секунда этого великолепного креативного процесса не ускользает от глаз зрителей. Рисование песком на стекле обычно сопровождается музыкой.

 Чтобы освоить такой интересный вид творчества, не нужно покупать дорогие материалы и приспособления. Для сооружения нужной конструкции вам потребуется:

- ящик с невысокими бортиками,

- просеянный чистый песок,

- источник света (лампа),

- стекло.

 Если чистый песок вне досягаемости, можно взять манную крупу, соль или молотый кофе. Будет очень здорово, если вы найдете цветной песок в специальных магазинах для хобби и творчества.

 

План работы:

- вырежьте в дне ящика большое окно;

- закройте его стеклом (или оргстеклом);

- сверху стекла положите белый лист бумаги с подходящим размером. Закрепите его скотчем или малярной лентой;

- поставьте ящик со стеклом на подставки;

- снизу (под столом) разместите источник света;

- засыпьте в ящик немного песка, дождитесь темноты и приступайте к анимационному творчеству.

 

 Самое удивительное то, что заниматься рисованием песком на стекле могут даже маленькие дети. Кстати, это занятие отлично развивает мелкую моторику, что очень положительно влияет на развитие речи и мышление. Следует добавить еще бурю радостных эмоций, которую дает мир свободного творчества.

 Рисование песком на стекле способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает, гармонизирует. С помощью манипуляции сыпучими материалами человек избавляется от негативных эмоций, приобретенных вследствие стресса или усталости, и получает невероятное эстетическое удовольствие.

 А самое главное, рисование песком по стеклу может продолжаться бесконечно!

                                                                                          Проведена: 01.02.2012 г.


 

Откуда приходит время.

Ритмология как новая и признанная наука.

 

Подготовила: заведующая отделением дневного пребывания

Газетдинова Ляля Флюсовна

 

Время... Бытует мнение, что человек жив, пока у него есть время. Кончилось время - и человека не стало. Вот почему очень часто жизнь сравнивают с песочными часами, где утекающие песчинки сродни уходящим  в  прошлое дням, месяцам и годам. С другой стороны, именно время привносит в нашу жизнь то разнообразие событий, которое делает её насыщенной, интересной и полноценной.

Представьте только, рождается самый обычный человек, и этот человек имеет какое-то время для жизни. У кого-то на жизнь выделено 10 лет., у кого-то - 70 лет, у кого-то - 100. Но, так или  иначе, каждый очень хочет растянуть время, чтобы пожить на этой Земле как можно дольше. И человек начинает вкладывать во время свою жизнь. То есть расписывает жизненные события по временной ленте: "сегодня я сделаю то-то, завтра я буду делать то-то" и так далее...

Время, которое само по себе является фактором космическим (его излучают звёзды), именно в этот период начинает быть реально ощутимым. Это значит, что вы при определённых условиях способны получать дополнительное время и использовать его для улучшения своей жизни.

Например, время, введённое в здоровье, увеличит ваши жизненные силы; время, введённое в проблему, создаст условия для её скорейшего решения и т.д. Согласитесь, что у каждого из вас есть то, что вы хотели бы растворить или убрать, и есть то, что вам дорого, и вы мечтали бы это продлить или усилить. И если теперь энергию, информацию, пространство вы уже как-то представляетете себе то, что такое время. Как его ощутить и, самое главное, как с ним работать, нам только предстоит понять. Оказалось, что время – это не столько наружная организация, сколько внутренняя. И принимать время может только разумный мозг. Значит. направляясь во время, мы с вами шагнём внутрь собственного мозга, но не туда, где он переполнен информационно и где он занят решением проблем обычной жизни, что занимает всего от 3 до 7%  мозга. Ритмология приглашает вас туда, где есть пустота, в остальные 93% мозговой программы. Именно в этих 93% мозга, которыми человек не пользуется совсем, и кроются ответы на все наши вопросы, именно сюда приходит время. И чем больше у человека времени, тем выше скорость работы мозга.

Концентратором времени, своеобразным его сгустком, который передаётся на планету Земля и в человечество со звёзд, является ритм. Ритм - это организатор жизни, культура будущего. Читая ритмы, познавая ритмы, вы получаете запас времени, который можно перевести в пространство, информацию, энергию. Но этому нужно учиться. Чем больше у человека  времени, тем быстрее он может решить свои проблемы со здоровьем, с работой, зарплатой и т.д. Но самое главное, что полученное с помощью ритмов время организует мозг, делая ясной картину происходящих с вами событий. Постепенно жизнь соберётся для вас «по кусочкам», и вы увидите удивительную мозаику событий своей жизни и поймёте, что всё, что с вами было, не случайно, а подчинено своей логике.

Наука, которая описывает логику ритма, называется «ритмология». Именно
ритмология объясняет причины и следствия происходящего. Разъясняет, почему икаким образом события связаны друг с другом во времени.

Откорректировать любое событие. Внести изменения в свою жизнь вам поможет ритмика. Используя специальные методики, вы сможете стать творцами своей жизни.

 

Используемая литература и видеоматериал:

1.     «Ничего случайного не бывает», Е.Д.Марченко;

2.      «Кристаллия» DVD, Е.Д. Марченко.

 

                                                                                                          Проведена: 15.02.2012г.   

 


 

                                           "Не хочу делать уроки"

Подготовила: заведующая психолого-педагогическим отделением

Сайгафарова Эльвира Дамировна

Что такое домашнее задание известно всем и каждому.  Домашнее задание нужно для того, чтобы дети закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы.

У ребенка должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять ребенку с первых же дней занятий.

Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом.  Но когда пройдут первые  переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора естьприготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж.

К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у ребенка отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала  обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.  Раньше у ребенка  не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во дворего в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он игратьему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

Ребенок каждый день пишет, читает, отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения, рисует, при этом занимается музыкой и спортом,  выполняет домашние порученияГИГАНТСКИЙТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можноповеситьна уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, апальто”- это словарное слово и всегда пишется череза”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ребенка!

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пунктаНе могу, не знаю, не умеюв пунктМогу, знаю и умею!”

Причем главная роль принадлежит не вамвы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому.

 Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссиюПОСЛУШАЙТЕ основныеправилаорганизациииндивидуальнойпомощиребенкудома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

1.              Выполняйтедомашниезаданиявместесребенком, аневместонего. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение на занятиях  заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить у учителя и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

2.              Выполняйтесребенкомтолькото, чтозадано. Не стоит перегружать ребенка дополнительными заданиями.

3.              Работайтеспокойно, безнервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

4.              Никогданеначинайтеструдныхзаданий, усложняйтезаданияпостепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

5.              Усложняйтезаданиятолькотогда, когдауспешновыполненыпредыдущие.Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

6.              Еслинеобходимовнестикоррективыпоходуработы, делайтеэтонемедленно, так как ребенок можетзаучитьошибку. Но избегайте словты делаешь не так”, “это неправильно”.

7.              Длятого, чтобывашаработасребенкомбылаболееэффективной, онадолжнабытьсистематической, но непродолжительной.

 

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание.

 Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодец, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобыребенокповерилвсвойуспех, ввозможностьпреодоленияпроблем, вэтодолжныповеритьмы, взрослые.

                                                                                                 Проведена: 07.03.2012г.


 

                                         Логопедический массаж

                                Подготовила: логопед Гадиева Эльвира Газинуровна

Логопедический массаж

- это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц,

нерв, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

 

Показания к применению

Логомассаж используется в логопедической работе с лицами у которых диагностированы такие речевые расстройства как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а так же нарушения голоса.

 

Виды логопедического массажа

-         1 - Классический ручной – дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж;

-         2 - Массаж биологически активных точек (БАТ) с использованием специальных приспособлений;

-         3 - Самомассаж. 

 

Физиологическое действие массажа

1 -  Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2 -  Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3 -  Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы и т.п.)

4 -  Стимуляция проприоцептивных ощущений;

5  -  Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6 -  Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7 -  Формирование произвольных ,координированных движений органов артикуляции.

 

Противопоказания к назначению массажа

1 Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде;

2 Конъюнктивиты;

3 Острые или хронические заболевания кожных покровов;

4 Гингивиты;

5 Стоматиты;

6 Наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта;

7 Наличие увеличенных лимфатических желез;

8 Резко выраженная пульсация сонных артерий.

 

Общие рекомендации к массажу

- Проводиться в чистом, уютном месте;

-  Достаточно 2-3х процедур в неделю;

-  Общее количество процедур 10-20;

-  Перерыв между циклами от 2х недель – до 2х месяцев

-  Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин, конечная 20-25 мин.

     -  Массаж можно проводить в 2х положениях: лежа на спине или полусидя на стуле (с высоким подголовником).

                                                                                         Проведена: 14.03.2012г.


 

                       Каковы основные виды мышления человека

           Подготовила: учитель-дефектолог Файзуллина Юлия Салаватовна

К решению этого вопроса можно подходить по-разному. Самый простой и очевидный способ классификации видов мышления человека заключается в следующем. Рассмотрим некого среднего взрослого нормального человека и попытаемся выделить и описать все виды мышления, свойственные ему. Этот подход к классификации видов мышления можно было бы условно назвать эмпирическим (опытным) и статическим. Другой способ выделения видов мышления может быть основан на том, в какой степени тот или иной вид мышления позволяет человеку получать истинные знания, то есть на том, насколько представлена в мышлении ведущая к истине логика рассуждений. Этот способ условно можно обозначить как логический способ классификации видов мышления. Третий возможный способ классифицирования видов мышления может быть основан на так называемом генетическом принципе, то есть на изучении процесса развития мышления в филогенезе или онтогенезе человека. В этом случае выделяются и описываются те виды мышления, которые появляются и развиваются у человека в разные периоды истории человечества или истории его индивидуальной жизни. Наконец, существуют, а иногда используются, например, в клинической психологии, классификации нарушений мышления, в соответствии с которыми выделяются и описы­ваются различные виды аномального мышления — такие, которые встречаются у людей с различными заболеваниями.

Далее представим классификацию видов мышления, которая основывается на статическом и генетическом принципах. Она является наиболее распространенной в современной общей психологии.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), интуитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных видов мышления.

Теоретическим называется мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практическим действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних знаний из других (например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений — заданных условий задачи), определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности. Чаще всего теоретическим мышлением занимаются ученые, но иногда к нему, сталкиваясь с необходимостью решения указанных выше задач, обращаются и другие люди.

Практическим обычно называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Практическим мышлением каждодневно занимаются все без исключения люди. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практическим мышлением, хотя совершает соответствующие действия в уме.

Психологи давно обратили внимание на то, что в результате мышления одних людей рождается нечто новое — такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представления. Результатом мышления других людей являются решения таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения. В связи с этим возникло деление видов мышления на про­дуктивное (творческое) и на репродуктивное (нетворческое). Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, создающего новое литературное произведение, художника, пишущего новую картину, предпринимателя, в голове которого рождается новая экономическая идея, политика, обнаруживающего новое политическое решение, инженера, изобретающего новую машину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, перерисовывающий картину другого художника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процессе обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышление характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные задачи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX — XX вв. В настоящее время ученые, изучающие мышление человека, предпочитают пользоваться названиями: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции. Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человека, который рассуждает примерно так: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, каким образом я пришел к этому решению», — называют человеком с интуитивным мышлением.

Еще одним часто встречающимся примером интуитивного мышления может быть следующий случай. Занимаясь решением какой-либо задачи, человек на определенном этапе поиска вдруг начинает чувствовать, что он находится на правильном пути и вот-вот найдет нужное решение. Это решение пока не найдено, но чувство подсказывает человеку, что он на правильном пути. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути. Интуитивное мышление, как правило, является неосознаваемым: человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.

Логическим называют такое мышление, которое, во-первых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него действий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по строгим логическим правилам.

Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Все виды мышления, которые мы уже определили, и те виды мышления, которые мы определим далее, предназначены для нахождения истинных знаний или для решения задач. Есть, однако, еще один, особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. Он получил название «аутистическое мышление».

Это название происходит от слова «аутизм», которое переводится на русский язык любым из следующих словосочетаний: «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Общим в данных переводах является то, что речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы (того, что характерно для абсолютного большинства людей). Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания. Когда, например, ребенок фантазирует и в своей безудержной фантазии представляет и решает какие-либо задачи, решение которых не соответствует реальным условиям его жизни и не может быть в них реализовано, мы говорим о том, что данному ребенку свойственно аутистическое мышление. Когда взрослый человек, не сообразуясь с реальной действительностью, фактически игнорируя ее, находит решение какой-либо задачи, не соответствующее этой действительности, мы также говорим о том, что этому человеку свойственно аутистическое мышление.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. В отличие от аутистического, этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих — прагматиками, реалистами. Те виды мышления, которые мы выделили и определили, классифицированы в соответствии со статическим принципом, а те виды мышления, о которых пойдет речь дальше, выделены и описаны в соответствии с генетическим принципом.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутствуют, а задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.

Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат. Это и будет примером решения задачи в наглядно-образ­ном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве таких законов чаще всего выступают известные правила логики мышления.

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека. Эта традиция сложилась еще в древние времена, укрепилась в XVII в. и как неизменная сохранялась до конца XIX в. Только в связи с началом изучения интеллекта животных и маленьких детей возникла идея выделения других, менее развитых, чем словесно-логическое, видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.

Что такое мышление? 

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления. Имея это в виду, мы все же попытаемся определить, что такое мышление человека в его современном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон.

Итак, мышление можно определить как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, например, человек при помощи своих ощущений узнает элементарные свойства окружающего мира или когда он с помощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и явлений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания. Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять. Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.

Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы. Путем преобразования исходных условий по определенным правилам, например по законам логики, эти знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления являются математические задачи. Всякий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не известно (не задано), мы имеем дело с мышлением.

Мышление — это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства. К примеру, чтобы в деталях узнать то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости и возможностей его органов чувств, человек может использовать специальный прибор, скажем, бинокль, подзорную трубу или телескоп. Это самый простой пример применения средств в процессе мышления.

Для того чтобы в известном со школьной скамьи химическом опыте определить, в каком из трех стаканов, наполненных бесцветными жидкостями, находится вода, щелочной раствор или кислота, человек использует лакмус. Правила логики мышления, которыми человек пользуется для получения истинных знаний, также представляют собой средство мышления. Итак, всякий раз, когда мы обнаруживаем, что для получения каких-либо знаний человек применяет не только данные ему от природы, естественные органы чувств, но также и специальные, придуманные людьми средства, мы вправе говорить о том, что имеем дело с мышлением.

Еще одним частным определением мышления может служить следующее. Мышление — это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: те знания, которые человек приобретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспринимаемых предметов и явлений. Это — знания о самом главном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них. Когда мы говорим о том, что эти знания представляют собой понятия, то это означает, что соответствующие знания связаны с определенным словом, содержанием, значением которого и являются соответствующие знания. Возьмем, к примеру, геометрическую фигуру, которую мы называем треугольником. На самом деле известно огромное множество разнообразных по форме и величине треугольников. Тре­угольники могут представлять собой сплошные, вырезанные из какого-либо материала фигуры. Треугольники можно об­разовывать тремя точками, которые мы мысленно соединяем друг с другом отрезками прямой линии.

Все это — несущественные признаки треугольников, а существенным является то, что все они могут быть представленными в виде трех соединенных друг с другом концами прямых линий на бумаге, что они представляют собой замкнутые фигуры, состоящие ровно из трех отрезков прямой линии. Указанные признаки и входят в понятие треугольника. Они же, эти признаки, являются значением данного понятия. Всякий раз, когда полученные в ходе какого-либо познавательного процесса знания представлены в виде понятий, мы имеем дело с процессом мышления. Но и это, оказывается, еще не все о мышлении человека. Справедливо будет в дополнение к сказанному охарактеризовать его следующим образом: мышление — это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психи­ческие функции. Действительно, высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением и вполне соответствуют всем тем определениям мышления, которые были даны выше. Напри­мер, восприятие человека представляет собой процесс решения перцептивных задач, а мышление — это и есть процесс решения задач. Логическая память человека основана на том, что он понимает, сохраняет, припоминает смысл чего-либо и, благодаря этому, запоминает, сохраняет и воспроизводит нужный материал. Понимание — также один из процессов мышления. Само название данного процесса указывает на то, что в нем органически соединены мышление и речь человека. Следовательно, и здесь мы находим подтверждение факта участия мышления в порождении высших психических фу